Тема урока: Все народы воспевают материнство.
Цели урока:
- Образовательные: Дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов. Передать в рисунке настроение, эмоциональное содержание взаимоотношения матери и ребенка.
- Развивающие: Развивать навыки рисования по представлению.
- Воспитывающие: Воспитывать уважение к женщине, матери.
- бумага А3, гуашь, кисти, баночки, клеенка; конверты с заданием.
Мультимедийная презентация.
Музыкальный ряд: песни о маме.
Литературный ряд: пословицы и поговорки; отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама», высказывания известных людей о матери и материнстве.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
- Работа над новым материалом.
- Работа в группах. Игра «Собери пословицу».
На столах лежат конверты с заданием. Надо «собрать» пословицу, прочитать и объяснить её смысл.
Слайд 1.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Без отца-полсирота, а без матери и вся сирота.
- Объявление темы урока. Постановка целей и задач.
О ком пословицы? (о матери)
Давайте назовем тему нашего урока.
Слайд 2,3.
- Вступительное слово учителя.
Тема материнства – одна из самых главных тем в искусстве, потому что она близка всем людям. Мама, мамочка.… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей жизненной дорогой, материнская любовь греет нас всю жизнь. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас. Женщина-мать – это символ доброты и умения прощать.
- Просмотр мультимедийной презентации. Беседа по картинам.
-
Слайд 4.
Остановимся у иконы Владимирской Богоматери. Вслушаемся в песнь материнства.
- Какими чувствами проникнута икона?
- Как держит мать своего дитя?
- В какой позе изображен Иисус?
- Какие цвета преобладают на иконе? Почему?
По древнему приданию известно, что икона была написана евангелистом Лукой еще при жизни богородицы в 12 веке. Икона издавна почиталась как покровительница и
защитница Руси. Вглядитесь в изображение. Богоматерь держит на руках младенца, ребенок прильнул к её щеке, нежно обнимая за шею. Мария задумалась, прижала сына к себе. Её взгляд устремлен куда – то вдаль. В этом взгляде мудрость, печаль.
Слайд 5.
Не менее знаменит образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем.
Прекрасная женщина спокойно, царственно несет к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости. Младенец – это Христос. Дева Мария с Младенцем изображены вместе с коленопреклонным Папой Римским Сикстом II и святой Варварой в окружении ангелов и херувимов.
-Что воспевает эта картина? Почему?
Художник не следует церковной традиции, а изобразил их (Богоматерь, Иисус) как обычных людей в их повседневной жизни. Такие они нам ближе, проще, понятны и почти обыкновенны.
Слайд 6. Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком».
-Какими чувствами проникнута картина?
Младенец сидит на коленях матери. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить. Дева Мария юная: пухлые щечки, вздернутый носик, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, а совершенно конкретной земной девушки. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с младенцем.
И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения.
Слайд 7. Сергей Васильевич Герасимов «Мать партизана».
- Какое время изобразил художник?
-Кто такие партизаны? Почему так называется картина?
-Какой художник изобразил мать?
В центральной части картины, с гордо поднятой головой стоит мать партизана. Как выразился сам художник: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За ее спиной родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью родных, священная родная земля. Великую силу народного гнева ощущают на себе фашисты. На фоне русской женщины немецкий офицер кажется жалким. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. В контраст с образом матери вступает образ гитлеровца, лишенный яркой индивидуальной характеристики, выделяются лишь низкий лоб и тяжелая челюсть фашиста, придающие его облику нечто звериное.
Слайд 8.«Тишина» Бориса Михайловича Неменского.
- Каково малышу рядом с мамой?
-Какая деталь картины подчеркивает, что мама защитит?
-Какой вывод напрашивается, глядя на эту картину?
Слайд 9. Евгений Матвеевич Сидоркин «Колыбельная».
- Как изобразил их художник? Их можно разделить?
Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника. Они словно единая скульптура. Да, великое счастье – быть вместе.
Слайд 10.
- А теперь перед вами картина Е. Боровской «Колыбельная».
-В чем ее сходство с предыдущей картиной?
-Что выражают ее глаза? Как чувствует себя малыш в добрых материнских руках?
-Какая удачная деталь на картине объединяет мать и малыша?
Слайд 11.
-Следующая картина неизвестного автора…
Как бы вы ее назвали? Почему? Расскажите, кого автор изобразил на картине? Что вы чувствуете, глядя на картину? Какое настроение? Какие художественные приемы помогли художнику передать радостное, нежное, солнечное настроение?
- Подведение итога беседы. Чтение отрывка из произведения З.Воскресенской «Мама».
Слайд 12.
-Посмотрите на картины. Что объединяет все эти произведения? (Светлый образ матери).
-Какой важный вывод можно сделать из нашей беседы?
В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство. Женщина – мать – это символ доброты, любви, умения прощать.
Слайд 13.
«Самое прекрасное слово на земле мама. Это первое слово, которое произносит человек.… У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь.… И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь».
- Слайд 14. Самостоятельная творческая работа.
- Постановка творческой задачи и её выполнение.
Задумайся и представь лицо своей мамы. Загляни в её глаза в своём воображении. А теперь представь, как мама ласково смотрит на тебя.
Теперь нарисуй маму вместе с собой. Главное попытайся передать её и свои чувства. Для этого надо слить две фигуры в одно целое, объединить их одной линией – как одной мелодией, единым силуэтом, выразить любовь и ласку. Линии будут текучими или корявыми? Какие краски тебе потребуются – холодные темные или теплые светлые?
- Педагогический рисунок.
Учитель дает рекомендации по выполнению задания. Выполнение рисунка на доске мелом.
-Приступайте к работе. (Звучат песни о маме)
- Выставка и обсуждение работ. Рефлексия.
- Ребят, наша работа подходит к концу. Закрепите свои рисунки на магнитной доске. Давайте посмотрим, решили ли мы те задачи, которые поставили перед собой в начале работы.
- Подведение итогов урока. Задание на дом.
Слайд 15. Чтение высказываний о матери и материнстве.
- Заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей.
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М.Горький)
Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В.Шукшин)
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П.Беранже)
- Задание на дом. Подобрать иллюстрации по теме «Герои-защитники».
Слайд 16. Спасибо за урок!
Уборка рабочих мест.
Список литературы.
- Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. – М.:ВАКО, 2015. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).
Интернет-ресурсы.
- http://mobiile-service.ru/
- http://www.liveinternet.ru/users/nurgolek/post361368661/
- http://spbstarosti.ru/headline/madonna-s-cvetkom-madonna-benua-leonardo-da-vinchi.html
- http://gym6.narod.ru/3/63/moth.htm
|